Дифференциация ч ть в словосочетаниях. Конспект открытого занятия на тему «Дифференциация звуков Ч и Ть. Посидим теперь на печке

11.10.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Цель урока: отрабатывать четкое произношение и учить детей подготовительной группы дифференцировать звуки [ч] – [ть] в словах и предложениях.

Задачи урока:

– развивать фонематическое восприятие и фонематическую зоркость; слуховое и зрительное внимание и память;
– закреплять навык словообразования новых существительных с помощью уменьшительного суффикса -ик ;
– упражнять в правильном употреблении глагола хотеть в настоящем времени;
– тренировать в звуко-буквенном анализе слов;
– закреплять навыки пространственной ориентировки;
– развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики;
– учить работать в команде, выслушивать ответы друзей, давать полные ответы;

Оборудование: дерево, игрушка бибабо Ворон Воронович, письмо от Феи звуков, столы (стоят в два полукруга напротив друг друга), между столами – мольберт, 2 таблицы, в углах которых написаны буквы: Т, И, Г, Р; Г, Р, А, Ч; макет ручья, кораблики с сюжетными картинками на палубах, мяч, игра “Заколдованный круг”, схемы слов с пустыми клеточками, надпись “Звуковия”; физкультурные дорожки красного и зеленого цвета с рисунками детских следов, физкультурный тоннель для проползания, массажные мячи по количеству детей; магнитофон, CD запись песни В.Шаинского и М.Пляцковского “Чему учат в школе”

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Дети на ковре. В группу заходит почтальон Печкин.

Почтальон Печкин: Здравствуйте, ребята. Вы узнали, кто я? Правильно, я почтальон Печкин. Я разношу письма. Вам пришло письмо. Но я вам его не отдам, пока вы не скажете мне адрес вашего детского сада. (Дети называют номер и адрес детского сада).

Логопед читает письмо: “Дорогие ребята! Меня зовут Фея Звуков.

Я хочу пригласить вас в путешествие по моей стране Звуковии. Если вы будете правильно выполнять все задания, которые вам передаст мой помощник мудрый Ворон Воронович – вас ждет сюрприз”.

Логопед: Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда давайте подбодрим друг друга. Встанем в круг, возьмемся за руки и произнесем наш девиз:

Наш девиз: не унывать!
Все пройти и все узнать!

2. “Поляна “Здоровье”.

На ковре разложены бумажные плоскостные цветочки, тропинка, стоит дерево.

Логопед: Отправляясь в путь, мы попадаем на поляну “Здоровье”. Возьмите массажные мячи. (Дети выполняют упражнения с массажными мячами из книги Воробьевой Т.А., Крупенчук О.И. “Логопедические игры с мячом”)

Мячик сильно посжимаю

(Дети сжимают-разжимают мяч одной рукой,

И ладошку поменяю.

Затем – другой)

“Здравствуй, мой любимый мячик!” –

(Мяч удерживаем большим пальцем и

Скажет утром каждый пальчик.

Остальными попеременно сначала в одной руке, затем в другой)

Крепко мячик обнимает.

(Мяч с усилием сжимаем и удерживаем в одной руке, затем – в другой).

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

(Перебрасываем мяч из руки в руку)

Брат у брата мяч берет.

Логопед: А теперь выполним упражнения артикуляционной гимнастики (Дети выполняют артикуляционную гимнастику из книги Воробьевой Т.А., Крупенчук О.И. “Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика”)

“Чашечка” – Улыбаюсь, рот открыт: там язык уже стоит.
К зубкам подняты края – вот и “чашечка” моя.
“Вкусное варенье” – Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его “чашечкой” в ротик себе.
“Ступеньки” – На верхнюю губку, на верхние зубки,
За зубки скачок – во рту язычок.

3. “У нас гость”.

Каркает Ворон на дереве.

Логопед: Ребята, Ворон Воронович подготовил для вас задание. Давайте присядем на коврик и посмотрим, какое задание вы должны выполнить.

На наборном полотне выставлены в два ряда предметные картинки:

– “Назови слова-предметы, изображенные на картинках (лист 1). Какая картинка не подходит? Почему? (не подходит “телефон”, потому что только это слово начинается со звука [ть]). Какой буквой мы обозначим этот звук? Какого цвета будет эта буква? Почему?”

* телефон, чемодан, чайник, чеснок;

– “ Назови слова-действия: что умеют делать животные, изображенные на картинках? Обратите внимание на последний звук в словах-действиях. В названии какого слова-действия нет звука [ть] (“печь”) ? Какой звук есть в этом слове? Какой буквой мы обозначим этот звук? Какого цвета эта буква? Почему?” (2 лист)

* чайка умеет летать, зайчик умеет прыгать, утка умеет плавать, лиса умеет стеречь (добычу).

– Почему обе эти буквы написаны зеленым цветом?

4. “Лесная школа”.

По красной тропинке дети друг за другом (по следам) проходят и садятся за столы.

Логопед: В школе дети сидят за партами. Садитесь за парты и вы. Перед вами лежат карточки и фишки зеленого цвета. На карточках написаны буквы “Т”, “Ч” зеленым цветом. Какие звуки они обозначают?

Сейчас я буду произносить слова с этими звуками. Как только вы услышите один из этих звуков, вы должны закрыть нужную букву фишкой. В словах могут быть обе буквы.

Слова запоминайте, чтобы потом смогли повторить.

Слова: 1. Печенье; 2. Телефон; 3. Человек; 4. Учитель; 5. Буратино; 6. Котенок; 7.Чебурашка.

Кто сможет повторить все слова?

5. “Повтори, не ошибись”:

Невеличка синичка, да тоже птичка.

Течет речка, печет печка.

6. “В уголке Буквоеда”

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова. Работать вы будете по командам (Дети садятся за столы, стоящие полукругами друг напротив друга. Между командами – мольберт). На мольберте (с двух сторон для каждой команды свое слово) – буквы.

Логопед: По моей инструкции вы находите нужную букву, записываете ее в подготовленную схему слева направо. Затем читаем получившееся у вас слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третьябуква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитайте, какие слова у вас получились. Сначала читает команда Солнышко (“грач”). А теперь команда Радуга (“тигр”).

Сделаем анализ ваших слов. Какие цветные карандаши вам нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови. Сколько мягких? Назови.

7. Физкультминутка.

Игра в рифмовки “Попади на бережок””. (Дети, которые назвали слово правильно, проползают по тоннелю и попадают на бережок ручья)

Логопед: А теперь давайте поиграем с мячом в игру “Скажи наоборот”:

Остывшие булочки – …, грязное платье – …, холодный утюг – …, легкий чемодан – … .

8. “На берегу ручья”.

Логопед: Ребята, к нашему ручейку прилетел хорошо знакомый нам Ворон Воронович. Он приготовил еще одно задание. “Вы сейчас оказались на берегу ручья. По ручью плывут кораблики. Они везут картинки. Нужно по этим картинкам составить предложения и ответить на вопрос “У кого что?”, используя слова-признаки из игры “Скажи наоборот”.

У Кати чистое платье. У папы тяжелый чемодан.

У мамы горячий утюг. У бабушки теплые булочки.

9. “Заколдованной остров”.

Логопед: Страна Звуковия очень большая. Мы побывали на поляне Здоровья, в Лесной школе, на берегу ручья. А сейчас мы должны попасть на Заколдованный остров. Давайте по зеленой дорожке задом наперед пройдем к острову. Здесь мы поиграем в игру “Скажи ласково”.

Наш Заколдованный круг разделен на сектора, в каждом секторе картинка с изображением предмета (большого или маленького). Нужно назвать большой предмет, найти такой же маленький, соединить картинки стрелками (большая показывает на большой предмет, а маленькая – на маленький) и назвать ласково маленький предмет (с уменьшительным суффиксом -ик) .

Бегемот – бегемотик, ключ – ключик, мост – мостик, заяц – зайчик, кот – котик, палец – пальчик, хвост – хвостик, самолет – самолетик.

10. “Закончи предложения по образцу”.

Упражнение в употреблении глагола хотеть в настоящем времени, изменяя по лицам.

11. Работа с пословицей “Грамоте учиться – всегда пригодиться”.

Как вы понимаете эту пословицу?

12. Итог занятия.

Нас снова зовет Ворон Воронович.

“Дорогие дети. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Я узнал, что вы умные, внимательные, сообразительные. Вам все интересно. А вы знаете, чему учат в школе?”

Звучит песня В.Шаинского и М.Пляцковсвого “Чему учат в школе?”

Ворон Воронович дарит детям школьные принадлежности: ластики, простые карандаши, линейки, тетрадки, блокноты.

Дифференциация звуков Ч - Ть.

В начальной школе уже не так часто встречается смешение звуков Ч - Ть. Если оно есть необходимо проводить коррекционную работу по дифференциации звуков. Отбор материала производится с учетом возможностей каждого ребенка индивидуально. Каждый этап также отрабатывается по мере усвоения учеником.

1. Дифференциация звуков Ч - Ть изолированно. Сравнение их по артикуляции, характеристикам, обозначение на письме.

2. Работа по дифференциации в слогах. Тут могут быть упражнения такие как восприятие на слух серии слогов, отраженное воспроизведение, чтение слоговых таблиц, запись слогов под диктовку. Пример:

че - те - че

чи - ти - чи

чу - тю - чу …

3. Дифференциация в словах. Проводится на материале слов где свешиваемые звуки сначала по одному из пары, а затем оба одновременно. Возможные варианты работы:

Вычленение звуков Ч - Ть из слов. Поднять сигнальную карточку (букву или цветной кружок), хлопнуть, топнуть (на усмотрение логопеда) - когда услышишь заданный звук в слове:
бочонок, котёнок, утёнок, грачонок, качели, метели, сверчок, кабачок, утёк, протёк, печенье, плетение, плечи, картина…

Определи место звука в слове. Лёгкий вариант - это начало, середина или конец слова. Далее можно называть место звука в слове с опорой на цифровой ряд, когда перед каждым ребенком лежит набор цифр и он выдвигает соответствующую цифру, обозначающую место звука в слове:

Плеч и

Дифференциация звуков в словах-паронимах, составление устных предложений с ними:
печь - петь вечер - ветер плечи - плети редька - речка
тёлка - чёлка мяч - мять прядь - прячь чесал - тесал…

Запись слов под диктовку в две колонки (в одну со звуком Ч, в другую - Ть):
брать, грач, чудо, тина, чашка, паутина, кровать, плечо, новость, улетел, пчела, почва, путь, почка, котик, тема, бочка…

Изменить глаголы по образцу, следить за чередованием звуков Ч - Ть.
Образец: лететь - я лечу - он летит.
крутить, колотить, молотить, заметить, катить, чертить.

Повторять слова, где оба звука в одном слове:
течь, учитель, тучка, чинить, читать, туча, учить, мочить, печать, качать, чтение, тачка, Тамарочка, Томочка, Толечка, Танечка, Тимофеевич, ботиночки, точка, птичка, течёт, точечка, точить, выключатель.

Назвать и записать слова со слогами - чить, - чать. Например: учить, получить, печать, молчать, кричать… Так же можно придумывать слова на любой слог с дифференцируемыми звуками.

4. Дифференциация в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Составить словосочетания со словом чуть-чуть (следить за четким произношением).

Проговаривать пословицы, поговорки, потешки:
Течёт речка, печёт печка.
Учить - ум точить.
Четыре черепашки учились пить из чашки
Чашку чая заварили на четыре поделили.
Бабушка, надень очки!
Внучке сказочки прочти!
Перед тем, как печь топить,
Надо нам чаёк допить!

Отгадывать загадки:

Спешить домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу,
И потому всегда я дома. (черепаха)
Сладкая ягодка, пригожа

И на вишенку похожа (черешня)

Ягодка вкусненькая -

Черная бусинка.

В лес пойдёшь,

Её найдёшь (черника)

Предложения для анализа и записи:
Девочка хочет постоять около качели.
Горячим утюгом надо прогладить кофточку.
Телёнок мычит в тишине.
Учитель просит учеников достать ручки.
Ученик хочет прочитать сказку.
Мы будем пить чай из чашки.

Тёма почистил ботиночки и пошёл гулять. На улице дети с увлечением кидали мяч. Танечка и Ванечка качались на качелях. Котёнок бегал за пчелой. Все будут гулять до вечера. Хорошо летом!

Различение звуков ч — т" в изолированном произнесении в слогах

Задание 1 . Выдели начальный звук ч или т" из слов чемо-дан, тележка. Сравни их по артикуляции, по месту образова-ния: а) Что общего имеют эти звуки? б) Чем они отличаются?

Задание 2 . Выдели звуки ч и т" из слов. Логопед произносит слово, дети называют звук ч или т" а) в начале, б) в середине и в) в конце слова.

Образец. Чулок (ч), терка (т").

а) Чашка, тележка, черный, чисто, темный, тихо,
чеснок, терка, теплый, чужой, частый, тюль, черепа-
ха, тюльпан, тяжко, тигренок, часы, теленок, теле-визор.

б) Мочалка, скатерть, качалка, полотенце, мате-рия, печенье, мастер, вечерний, сатин, рабочий, пятерка, перчатки, гречка, котенок, колечко, летит.

в) Мяч, мыть, шить, беречь, смотреть, стеречь,
крыть, калач, сеть, сечь, косить, силач, грач, видеть
врач, ткач.

Задание 3 . Произнеси слоги отраженно.

ЧА —ТЯ ЧИ —ТИ ТЯ —ЧА ТИ-ЧИ

ЧО —ТЕ ЧЕ —ТЕ ТЕ —ЧО ТЕ —ЧЕ

ЧА — ТЯ ТЮ —ЧУ АЧ —АТЬ ИЧ — ИТЬ

ТЯ —ЧА ЧЕ —ТЕ ЧО —ОТЬ ЕЧ —ЕТЬ

ЧУ —ТЮ ТЕ —ЧЕ УЧ —УТЬ

Задание 4 . Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

ЧА—ТЯ —ЧА 40 —ТЕ —40 ТЯ — Ч А — ТЯ ТЕ — 40 — ТЕ

ЧА —ТЯ —ЧА —ТЯ ТЮ —ЧУ —ТЮ—ЧУ

Задание 5 . Выдели начальные слоги из слов. Образец. Чаша (ча), тюлень (тю).

Тело, чугун, тихо, чижик, чулок, тюлень, тюря, чудо, тина, чихать, тени, чулан.

Различение звуков ч — г" в словах

Задание 6 . Закончи слова, добавив слоги ча или тя. Про-изнеси все слова.

Образец. Све...(ча) — свеча, Ми...(тя) — Митя,

Те.. .(тя), Пе.. .(тя), да.. .(ча), Ви.. .(тя), зада.. .(ча), ветре.. .(ча), ди.. .(тя), кру.. .(ча), кру.. .(тя), алы... (ча).

Задание 7 . Произнеси слова парами. Выясни смысл слов. Ответь на вопрос: какими звуками отличаются эти слова?

Крутя — круча, челка — телка, чело — тело.

Задание 8 . Измени слова по образцу:

Тигренок — тигреночек, котенок —... , утенок — ... , теленок — ... , грачонок —... .

Тетрадь — тетрадочка, скатерть —... , тень —... , ветер —... , катер —... .

Светить — свечу, лететь — ... , пыхтеть —... , топтать —... , молчать —... , кричать —... , све-тить —... , хотеть —... .

Кручу — крутить, свечу —... , верчу —... , захо-чу—... , стучу —... , молчу —... , топочу—... , топчу —... , кричу —... , пыхчу — ... .

Кричит — кричать, молчит —... , звучит — ... . ворчит —... .

Я качу, ты катишь. Я лечу, ты... .Я кричу, ты... . Я кручу, ты.... Я хочу, ты... . Я верчу, ты....

Задание 9 . Подними правую руку, если в слове услышишь звук ч, левую — т", обе руки, если в слове услышишь оба

звука.

Терка, хочу, теперь, учитель, темный, черный, мо-чалка, теленок, теплый, чистый, матерчатый, печка, печать, печальный, выключатель, ветчина, теремок, материя, теленочек, встречать, встреча, птенчик, вол-чонок.

Задание 10 . Рассмотри картинки. Разложи их в две колон-ки по звукам ч и г". Назови их.

Приблизительный перечень картинок: тюль-пан, ключик, телефон, мальчик, скатерть, черепаха, печенье, тетрадь.

Задание 11 . Вспомни героев сказок, в названии которых есть звуки ч или т" (Чиполлино, Буратино).

Задание 12 . Отгадай загадки. Назови, какой звук (ч или г") содержится в отгадке.

Загадки для отгадывания.

Всю жизнь хожу, Сетка густая

Никуда не захожу. Мух не отпускает.

(Часы.) (Паутина.)

Летом вырастают, Без рук, без ног,

А осенью опадают. А ворота отворяет.

(Листья.) (Ветер.)

В избе изба, Его бьют, а он не плачет,

На избе труба. Только выше, выше

Зашумело в избе, скачет. (Мячик.)

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.(Печка.)

Задание 13 . Нарисуй картинки, в названии которых слы-шишь звуки ч или г". Назови свои рисунки.

Количество рисунков определяет логопед. Это Задание можно дать на дом.

Дифференциация звуков ч — т" в предложениях

Задание 14 . Произнеси словосочетания отраженно.

Уточка с утятами. Чай с печеньем. Степные цве-точки. Кошечка с котятами. Калачи с тмином. Жел-тенькая наволочка. Учитель с учеником. Телятина с чесноком.

Задание 15 . Придумай предложения со словосочетаниями (см. предыдущее Задание ).

Образец. Гуляют уточка с утятами.

Задание 16 . Посчитай птенчиков.

Логопед выставляет картинки, изображающие птенчиков в разных количествах, и предлагает детям их пересчитать.

Один птенчик. Два птенчика. Пять птенчиков. Че-тыре птенчика. Шесть птенчиков.

Задание 17 . Составь условия задачи со словосочетаниями (см. предыдущее Задание).

Задание 18 . Произнеси отраженно предложения. Ответь на вопросы целым предложением самостоятельно.

Витя читает Мите. Кто кому читает?

Витя и Митя пили чай с печеньем.

С чем пили чай Митя и Витя?

Задание 19 . Произнеси отраженно. Выучи наизусть.

Считалочка

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять.

Пословица

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Загадка

Хоть и круглый, а не мяч. Рта не видно, а кусач.

Мячик

Мячик мой, лети высоко. Мячик мой, лети далеко!

Задание 20 . Прослушай рассказ, Ответь на вопросы. Пере-скажи, как запомнил.

Чижик

У Пети был чижик. Чижик в клетке не пел. Петя пришел к чижику.

Пора тебе, чижик, петь!

Пусти меня погулять, весь день буду петь.

Кто был у Пети?

Что сказал Петя чижику?

Что ответил чижик?

Как ты думаешь, почему чижик не пел?

Жучка и кость

Несла Жучка кость через мостик. Глядь, в воде ее тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Выражения для объяснения: пришло Жучке на ум.

Задание 21 . Прослушай стихотворения. Произнеси отра-женно. Заучи наизусть (по выбору логопеда).

Про галку

Скачет галка по Напали на галку

Ельничку, разбойники,

Бьет хвостом по Сняли они с галочки синь

Березничку. кафтан.

Ох, не в чем галочке Плачет галка,

По городу гулять. Да негде взять!

Колыбельная

Котя, котенька, коток, Нашу Мурочку качать,

Котя — серенький Прибаюкивать.

Хвосток! Уж как я тебе, коту,

Приди, котя, ночевать, За работу заплачу... (К. Чуковский.)

Перчатки

Потеряли котятки

На дороге перчатки

И в слезах прибежали домой:

Мама, мама, прости,

Мы не можем найти,

Мы не можем найти

Перчатки!

Потеряли перчатки?

Вот дурные котятки!

Я вам нынче не дам пирога

Мяу-мяу, не дам,

Мяу-мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,

Отыскали перчатки

И, смеясь, прибежали домой:

Мама, мама, не злись,

Потому что нашлись,

Потому что нашлись

Перчатки!

Отыскали перчатки?

Вот спасибо, котятки!

Я за это вам дам пирога.

Мур-мур-мур, пирога,

Мур-мур-мур, пирога,

Я за это вам дам пирога?

(Пер. С. Маршака.)

Дети заучивают песенку по ролям. Логопе д напоминает им о правильном произнесении звуков ч и г".

Приступать к дифференциации можно только после того, как звук будет поставлен и автоматизирован.

Произносить (читать) слоги.
ча-та ча-тя
чо-то чо-тё
чи-ты чи-ти
уч-уть уть-уч
еч-еть еть-еч
ач-ать яч-ять
ать-ач ять-яч
оч-оть оть-оч
ич-ить ить-ич
та-ча-тя ты-чи-ти
то-чо-тё те-че-те
ту-чу-тю

Ча-тя, тя-ча: чашка-тяжкий, чайка-лентяйка, чавкать-тявкать, качать-катят, ворчат-вертят, мычат-мостят, внучата-утята, крольчата-котята, круча-крутят.

Чо-тё, чё-тё: бачок-потёк, чёлка-тёлка, бочонок-утёнок, прочёл-котёл, зайчонок-котёнок, чёрный-тёмный, чёткий-тётка, чёсаный-тёсаный, ночёвка-путёвка, бечёвка-потёмки, мочёный-метёный, печёный-плетёный.

Чу-тю, чи-ти: чук-тюк, каучук-утюг, чулан-тюльпан, чижик-тише, плечи-плети, зайчик-зонтик, мычит-летит, точить-катить, овчина-паутина.

Че-те: зачем-затем, качели-хотели, леченье-плетень, черно-темно, вечер-ветер, чернеть-терпеть, чернота-теснота, черенок-теремок, черноголовый-темноголовый, черноволосый-темноволосый.

Ач-ать: калач-желать, трубач-срубать, кумач-поймать, врач-брать, вскачь-искать, поплачь-послать.

Оч-оть, уч-уть, яч-ять: толочь-полоть, тянуч-тянуть, мяч-мять, луч-муть, могуч-погнуть, впрячь-пять.

Ич-ить, еч-еть: дичь-водить, меч-иметь, печь-петь, лечь-клеть, печка-Петька, речь-смотреть, речка-редька, беречь-белеть, натечь-надеть, напечь-запеть.

Произносить (читать) слова со звуками [ч] и [т]: внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубатый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка;
учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Мячик бьют, а он не плачет и только скачет. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек - четыре штучки.

Загадки.

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн)

По дороге, по пути весело качу.
А с конца меня прочти - нож я наточу.(Колесо - оселок)

Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.
Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатка)

Из железа тучка,
А у тучки - ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка)

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков,
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С рёвом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
(Г. Белозёров)

Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.

А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
(К. Чуковский)

Выучить наизусть стихотворения.

Наша Таня.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!
(А. Барто)

Кто чего хочет?
Хочет твой бумажный змей
Взвиться в небо к тучам.
Хочет жёлудь стать скорей
Деревом могучим.
Хочет поле, хочет сад
Солнечной погоды.
Мирно, дружно жить хотят
На земле народы.
(С.Погореловский)

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.
Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.
Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.
Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

(По Н. Сладкову)

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попадёт муха в паутину большая - наемся».
Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - всю паутину разорвала и улетела.
Дёргается паутина - паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок - ни мухи, ни паутинки.

(И. Дилакторская)

Желаем успеха!

Игра “В уголке Буквоеда”

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова.

Найди нужную букву, запиши ее в подготовленную схему слева направо. Затем прочитать получившееся слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитай, какие слова получились. Сделай анализ слов. Какие цветные карандаши нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови. Сколько мягких? Назови.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Т и Ч-Ть

Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.

Произносить слова со звуками Ч и Т.

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубастый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка.

Произносить слова со звуками Ч и Ть.

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Произносить пары слов.

Чашка – тяжкий чайка – лентяйка

Чавкать – тявкать внучата – утята

Круча – крутят крольчата – котята

Мычать – мостят ворчат – вертят

Бачок – потёк бочонок – утёнок

Чёлка – тёлка зайчонок – котёнок

Ночёвка – путёвка бечёвка – потёмки

Мочёный – метёный печёный – плетёный

Чук – тюк чижик – тише мычит – летит

Каучук – утюг плечи – плети точить – катить

Чулан – тюльпан зайчик – зонтик овчина – паутина

Зачем – затем чернеть – терпеть

Качели – хотели чернота – теснота

Леченье – плетенье черенок – теремок

Черно – темно черноголовый – темноголовый

Вечер – ветер черноволосый – темноволосый

Калач – жевать врач – брать

Кумач – поймать поплачь – подать

Толочь – полоть тянуч – тянуть

Мяч – мять могуч – гнуть

Луч – муть прячь – пять

Дичь – пить печь – петь

Меч – иметь печка – Петька

лечь – клеть речка – редька

беречь – белеть напечь – напеть

Произносить предложения.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. Мячик бьют, а он не плачет, только ещё выше скачет.

ЗАГАДКИ

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ (Т) - Ч

1. Дифференциация изолированных звуков Тъ - Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть - Ч, рекомендуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча те - чо те - че тю - чу ти - чи

ча - тя чо - те че - те чу - тю чи - ти

3. Повтори обратные слоги со звуками Тъ (Т) - Ч.

ать - ач оть - оч уть - уч ыть - ыч ять - яч
ить - ич еть - еч ёть - ёч ють - юч яч - ять

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) - Ч находятся между
гласными.

атя - ача атё - ачо ате - аче ати - ачи

отя - оча отё - очо оте - оче оти - очи

утя - уча утё - учо уте - уче ути - учи

ытя - ыча ытё - ычо ыте - ыче ыти - ычи

итя - ича итё - ичо ите - иче итю - ичу

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны-

ми Ть (Т) - Ч. Тич - теч - тёч - тюч - тяч

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

чти - чте - чте - чтю - чтя

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в начале

слова.

тем - чем тюк - Чук тик - чик

тай - чай тайный - чайный тук - Чук

тюбик - чубик тех - чех ток - чок

тесно - честно тесто - честно

9. Повтори слова, где звуки Тъ - Ч находятся в середине слова.

петька - печка ноты - ночи

10. Повтори слова, где звуки Ть - Ч находятся в конце слова.

мять - мяч тянуть - тянуч

пугать - пугач меть - меч

11. Повтори слова, где звуки Тъ (Т) - Ч находятся в одном
слове.

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка тонкая маечка тёмная туча

Митины ботиночки утиное яичко темная ночь

Вовочкина птичка тётин чемодан темные очки

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова. Ученик Пе.тя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку. Катя даёт собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку. Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пончики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов. Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Вовочка пьют чай с печеньем.

14. Повтори и отгадай загадки.*

Бежит, бежит - , Стучат, стучат, -

Не выбежит. Не велят скучать.

Течёт, течёт - . Идут, идут,

Не вытечет. (Река) А всё тут да тут. (Часы)

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят, Моем, моем трубочиста

И все котята есть хотят. Чисто, чисто, чисто, чисто.

Е. Спивак Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

К. Чуковский

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Тъ (Т)

Ч. Перескажи рассказы.

Кто мычит?

А. Хмелёва

  1. Это кит? - Кит.
  2. Кит мычит? - Не мычит.
  3. А кто мычит? - Бычок мычит.

Я читаю

А. Хмелёва

У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане. Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Танечка - у печки, Ванечка - на печке.

Витечка читает, Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут, Но не много наткут. А. Хмелёва

Ткёт ткач Тане Новые ткани. Потом наткёт ткани Тоне и Мане. А. Хмелёва

Внучек Тема - в маечке, Дочка Таня - в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять», Он Катю научит читать. А. Хмелёва

У Димочки - котёночек, У Фимочки - утёночек; Котёночек - у Димочки, Утёночек - у Фимочки.

Стишки на дифференциацию звуков «Ч» и «ТЬ»

Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:

Со стола упала ЧАШКА...

Свисают руки, словно ПЛЕТИ...

Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!

Учим Тузика не ЧАВКАТЬ

И на деточек не ТЯВКАТЬ!

У коровы - ТЁЛОЧКА,

Рыженькая ЧЁЛОЧКА!

Нашему ЛЕНТЯЮ

Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!

На брусок НА ТЁСАНЫЙ

Брошу шарф НАЧЁСАННЫЙ!

Я в комнаты МЕТЁНЫЕ

Нёс яблоки МОЧЁНЫЕ!

Объясняет ГекУ ЧУК

Как использовать УТЮГ!

Сайд садится на ЧУРБАН,

Сайд снимает свой ТЮРБАН.

Пора признаться ЧЕСТНО:

В каморке нашей ТЕСНО!

У трубача давным-давно

От веток в комнате темно...

Темно, конечно, но ТРУБАЧ

Не хочет ветки ОТРУБАТЬ!

Что тебя, братишка, МУЧИТ?

Да меня в машине МУТИТ!

Мама будет тесто МЯТЬ -

Дети будут в МЯЧ играть!

Мама тортик будет ПЕЧЬ -

Дети песни будут ПЕТЬ!

Стали звать Каштанку ТЁТКА...

Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!

Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,

За водой иду на РЕЧКУ!

Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!

Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!

У девчонок и мальчишек

Нет пальтишек... ВЕТЕР, тише!

Тёме хочется ИМЕТЬ

Богатырский щит И МЕЧ!

Тетерев с тетёрочкой

Тёрли сыр на тёрочке!

Читатели, читайте!

Мечтатели, мечтайте!

Учителя, учите!

А молчуны - молчите!

Горка -КРУЧЕ, КРУЧЕ, КРУЧЕ...

Тёмочка педали КРУТИт...

КРУЧЕ горки не встречалось!

В чистом поле легче мчалось!

Симпатичный я бычок?

Почешите мне бочок!

Помоги мне, паучок,

Доплести воротничок!

Да за тяжесть не сочти -

Это пустячок почти!

У чистюли-тёти

Чистота в почёте!

Телеграмму на почте прочтите!

Не прочтёте - меня огорчите!

Вы, начальник, не скучайте

Без чернил и без печати!

Плыл тюленчик по теченью

Выразить своё почтенье

Тёлочке, телёночку,

Уточке, утёночку!

Вытирайте, птенчики,

Клюв о полотенчики!

Почистите ботиночки

Для Тёмочки и Тимочки!

Как старательны чижи!

Чертят, чертят чертежи!

Ночной порой в чулане

Темно, как в чемодане!

Свечою посветите,

Светильнички включите!

Дети, тише, не кричите!

Телефончики, молчите!

Не чирикать! Не чихать!

На речке утку и утяток

Учитель повстречал когда-то

Кричала уточка:

Учитель!


Последние материалы сайта