Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Дикие животные холодных стран. Конспект занятия "животные холодных стран" Животным холодно

09.09.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Животный мир холодных районов

К самым холодным районам нашей планеты относятся Арктики и Антарктиды.
Арктика - это северная полярная область Земли, примыкающая к Северному полюсу, включающая в себя окраины Северной Америки и Евразии, а также почти весь Северный Ледовитый океан с многочисленными островами.
Антарктида - континент, расположенный на самом юге Земли, центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом.

А теперь давайте познакомимся с животными которые обитают в холодных районах и совсем не боятся холода. Первым мы рассмотрим животный мир арктики, мир который осмелился бросить вызов могущественой вечной мерзлоте.

Животные Арктики

Самыми многочисленными жителями Арктики являются птицы. Суровый край, но птиц это не отпугивает. Здесь их количество составляет половину всех береговых птиц мира. В Арктике обитает 150-290 видов птиц. Самой крупной среди птиц является полярная сова. Длина тела может достигать 70 см. вес 3кг. Размах крыльев составляет в среднем 142-166 см. Это безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым опереньем. Она нападает и на птиц, и на грызунов. За год одна сова съедает более 1600 леммингов. Может полакомиться и детёнышем более крупного зверя - к примеру песца.

Эти большие животные не так грациозны, как другие олени, но зато отлично приспособлены к суровым условиям, в которых им приходится жить. Северные олени ближе всех остальных копытных подошли к арктической зоне. От морозов оленей защищает густая шерсть. Особенностью северных оленей являет то, что рога есть как у самцов, так и у самок. В условиях нехватки пищи самкам необходимо такое оружие, чтобы отвоевать право на свой участок выпаса. Основная пища оленей летом - травы, ягоды, листва и грибы, а зимой - лишайник - ягель.

Белый медведь

Белый медведь это самый крупный хищник на земле. Вес взрослого самца доходит до 1000кг, а рост вставшего на задние лапы медведя может достигать 3,5м. У медведя белая шуба с густым подшерстком, не промокающим в воде. Медведи отлично плавают и могут заплывать на десятки километров в море. Большую часть жизни они кочуют на дрейфующих льдах в поисках добычи. Обитая во льдах, где нет растительной пищи, белые медведи перешли к хищному образу жизни. Их основная добыча - нерпы.

Самые холодные места на нашей планете ‒ это Арктика и Антарктика. Антарктика ‒ континент, покрытый слоем льда и снега. Арктика ‒ частично замёрзший океан, окружённый тундрой. Эти два края во многом схожи между собой: летом солнце круглые сутки не садиться за горизонт ‒ продолжается полярное лето, а зимой наступает длинная и очень холодная полярная ночь. На суше практически нет пищи, поэтому большинство животных селится на побережье, добывая из океана планктон и другую пищу.

Южный и Северный Ледовитый океан также являются одними из самых холодных мест на земле, но, несмотря на это, они богаты на живую природу. Большая часть Северного Ледовитого океана круглогодично покрыта толстым слоем льда. Летом, когда вода богата планктоном, рыбы, тюлени, киты и морские птицы собираются в стаи для охоты.

Все полярные жители, каждый по-своему, приспособились к суровым условиям жизни: белые медведи обзавелись долгим и тёплым мехом, а самцы нарвалов ‒ гигантским зубом, с помощью которого они могут пробивать лёд, образуя отдушины через которые дышат все члены стада.

Чемпионами по выносливости низких температур следует признать антарктических пингвинов, в частности императорских. Сохранять достаточное количество тепла пингвинам помогает несколько шаров плотного перья и толстый шар жира.

Императорский пингвин имеет рост до 120 см и массу около 40 кг. Это крупнейшая морская птица в мире. Питается крилем и мелкой рыбой. Птица общественная, живёт многочисленными группировками до 10000 особей. Образование пар и размножение приходится на строгий период антарктической зимы.


Гнёзд не строит. Колония располагается прямо на льду. В мае-июне самка откладывает одно яйцо массой до 450 г и передаёт его самцу. Мужчина принимает яйцо на лапы, прикрывая его специальной сумкой ‒ особой кожной складкой живота. После этого самка сразу спешит в океан питаться. Возвращается она аж через два месяца. Самец всё время ничего не ест и ни на минуту не прерывает насиживания. Если птенец вылупится раньше, чем вернётся мать, то самец подкармливает его питательной жидкостью, которую выделяют железы пищевода. Возвращаясь, самка находит свою пару в многотысячной колонии по голосу и принимает яйцо или птенца. Мужчина, похудевший более чем на треть своего веса, направляется к океану питаться.

Животный мир холодных районов также представляют несколько видов тюленей. Кольчатая нерпа ‒ наименьшая среди полярных тюленей, распространённая в Северном Ледовитом океане. Имеет длину тела не более одного метра. Питается рыбой, преимущественно полярной сайкой. Большую часть года находится в воде подо льдом. Для сохранения доступа к атмосферному воздуху нерпа постоянно контролирует состояние проруби. Ей часто приходится разгрызать или разрывать сильными когтями передних ласт намёрзший лед.

Кольчатая нерпа ‒ единственный из тюленей, который рождает потомство в подснежных норах. Для этого самка из проруби снизу прорывает под снегом нору с камерой. Здесь её беленькому малышу не холодно и вполне безопасно.


Животным тундры также приходится переносить очень низкую температуру до — 70̊ С. Среди постоянных жителей холодных районов сокол сапсан, краснозобая казарка, северный олень, песец, овцебык, белая сова, пуночка, рогатый жаворонок, лемминг и др.

Настоящий коренной житель тундры Арктики ‒ тундровая куропатка. Она осело живёт даже на заполярных островах Северного Ледовитого океана. Птица достигает длины 33 см и имеет крепкое телосложение. Питается почками, листьями и ягодами низкорослой растительности. С наступлением зимы оперение куропаток белеет. Для защиты от морозов и сильных ветров зарываются в снег. Весной во время токования самцы издают удивительно громкие и пронзительные крики. В кладке бывает 10-15 яиц. Птенцов воспитывают оба родителя ‒ необычная черта для представителей семьи Тетерукових.

Самец куропатки самоотверженно защищает потомство. Часто прибегает к опасному для жизни приёму: увидев какого-нибудь хищника, он распластывается на земле и подпускает его ближе. Затем неожиданно прыгает с громким криком прямо на голову врага, хлопая при этом крыльями. Пока хищник отходит от неожиданной атаки, птенцы успевают скрыться, а куропатки-родители ‒ улететь на безопасное расстояние.

Самые многочисленные млекопитающие тундры ‒ это лемминги, близкие родственники полёвок. Обитающие на равнинной и в горной тундре Евразии, Северной Америки и Гренландии. Размеры тела до 15 см, хвоста ‒ до 2 см. Питаются лишайниками, мхом, травой, ягодами и веточками полярной ивы и берёзы. Лемминги селятся колониями, поселение образуют систему нор и гнездовых камер. В тундре с определённой периодичностью наблюдаются массовые размножения леммингов. Самка с весны до осени даёт три-четыре помета, а это около двух десятков малышей. При благоприятных условиях часто размножаются и в зимнее время. Шерсть на зиму светлеет. Удивительная особенность у этих зверьков ‒ разрастание когтей. На пальцах передних лап с приближением зимы образуются своеобразные «копытца», которые помогают разрывать мёрзлую землю в поисках пищи.

Животный мир холодных районов находится в очень суровых климатических условиях. И главной задачей животных остаётся сохранить тепло своего тела. В этом им помогает толстый подкожный слой жира, шерсть и пух. Низкие температуры, пронзающие ветра и слабая растительность не становятся помехой интересного и разнообразного животного мира холодных районов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Уважаемые родители:

Знает ли Ваш ребёнок: Животных, обитающих в на севере, в Антарктиде?

Части тела животных и чем они покрыты?

Названия детенышей животных?

Где можно увидеть белого медведя и других севера, океана в городе? (в зоопарке, в цирке, в океанариуме)

Рассмотрите с детьми иллюстрации, картины, фотографии с изображением природы (тундра, Антарктида, Северный полюс) животных холодных стран.

Каких животных можно встретить на севере? (северный олень, морж, тюлень, белый медведь, полярный волк, песец), В Антарктиде (пингвина

Обсудите с детьми их внешний вид, повадки. Почему тюлени и моржи лучше чувствуют себя в воде?

Почему медведи и волки на севере белые?

Прочитайте детям стихи и рассказы:

А.Барто «Олень», Б.Заходер «Кит», М.Лукашина «Стать бы китом», А.Барто «Если б я была дельфином», Ю.Яковлев «Умка»

Сходите с детьми в зоопарк. Обсудите, как люди ухаживают за животными в вольерах зоопарка. Расскажите, кто лечит животных. Как нужно вести себя в зоопарке?

Расскажите детям о животных севера.

Белый медведь — самый крупный хищник в мире. Шкура этого медведя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, поэтому его очень трудно заметить на снегу или льдине. Он замечательно плавает — этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап.

У котиков, тюленей и моржей — огромные ноздри, и за короткое время они могут вдохнуть количество воздуха, необходимое, чтобы оставаться под водой около 10 минут. Они питаются рыбой, едят раков, моллюсков, креветок. У моржей массивное морщинистое тело, покрытое редкой щетиной и длинные клыки. Морж защищается клыками от врагов, с помощью клыков он вскарабкивается на берег и передвигается по льдине или земле. Длина клыков у крупных моржей достигает одного метра. Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва, и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает. Может часами отдыхать, развалившись на солнце. Морж раздражителен и строптив, однако он не замедлит прийти на помощь своему собрату, которого атакуют охотники. Под кожей моржа толстый слой жира – замечательная защита от холода.

У северного оленя длинная, густая шерсть, ветвистые рога, длинные ноги, маленький хвост. Олень питается травой, грибами, лишайником. Когда лежит снег, он по запаху определяет, где растет ягель, передними копытами разгребает снег и достаёт замороженный лишайник. Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато – серый. А зимой – снежно-белый, иногда с голубым отливом. Так песец летом маскируется под цвет земли, а зимой под цвет снега.

Животные Антарктиды

Антарктида не похожа на другие материки. Она покрыта слоем льда толщиной 2000-2500 м. Гнездящиеся здесь кайры откладывают яйца на пуховую подстилку и ни на секунду не оставляют их, согревая своим теплом. Но холод далеко не единственное неудобство, с которым приходится мириться немногочисленным здешним обитателям. В Антарктиде очень сухой воздух, осадков выпадает мало, зато много месяцев царит кромешная тьма. Наземных жителей, кроме пингвинов, здесь нет совсем. Жизнь почти всех видов животных и птиц Антарктиды связана с океаном - с антарктическими водными бассейнами и отчасти с окраинной полосой материка.

Антарктида бедна наземными животными, млекопитающих на материке вовсе нет. Встречаются бескрылые насекомые. Отсутствие крыльев обуславливается постоянно дующими сильными ветрами: насекомые не могут подниматься в воздух. На островах Антарктики имеется несколько видов жуков, пауков, пресноводных моллюсков, один вид нелетающей бабочки. Пресноводных рыб нет. Из птиц известны белая ржанка, конек, один вид утки, гнездящейся на острове Южная Георгия.

Зато воды Антарктики богаты морскими и полусухопутными видами животных. Из млекопитающих многочисленны ластоногие и киты. Ластоногие представлены различными видами тюленей. Самый крупный из тюленей - морской слон в настоящее время сильно истреблен. Почти все тюлени питаются рачками, моллюсками и рыбой, а морской леопард уничтожает в большом количестве пингвинов.

Самые крупные из млекопитающих - китообразные представлены усатыми и зубатыми китами. Среди усатых выделяются синие киты, горбачи. Самый крупный кит - синий, или блювал, достигающий длины 33 м. Он сильно истреблен. С 1967 года находится под охраной. Крупный кит дает до 20 тонн чистого жира и имеет массу до 160 тонн.

К зубатым китам Антарктики относятся кашалоты, бутылконосы и касатки. Касатки - опаснейшие хищники, снабженные большим острым спинным плавником - косачом.

Исключительно своеобразны птицы Антарктиды. Все они живут у воды и питаются рыбой, а также мелкими морскими животными.

Самые замечательные - пингвины - птицы с короткими крыльями, похожими на ласты, дающие возможность прекрасно плавать. Издали пингвины с их вертикальным положением тела напоминают людей. Взрослые пингвины принимают пищу только в воде и вообще чувствуют себя там гораздо лучше, чем па суше.

(двадцать вторая неделя)

«Дикие животные и их детеныши». Для игры используются картинки с изображениями животных. Логопед произносит предложения и в соответствии с их содержанием выкладывает картинки. Дети хором проговаривают предложения. (Игра повторяется 2 раза.)

Вот тюлень и тюлененок.

Вот морж и моржонок.

Вот олень и олененок.

Вот пингвин и пингвиненок.

Вот заяц и зайчонок.

Вот белый медведь и медвежонок.

«Мы с картинками играем». Дети встают парами лицом друг к другу. Отхлопывая количество слогов в словах, они ударяют друг другу в ладоши. Игра повторяется несколько раз. Первое четверостишие дети заучивают наизусть.

Мы с картинками играем, По слогам их называем,

Покажи свои ладошки - Их похлопают немножко: Морж, мор-жо-нок, Мед-ведь, мед-ве-жо-нок, Тю-лень, тю-ле-не-нок, О-лень, о-ле-не-нок.

«Кто кого кормит?» Логопед предлагает детям закончить предложения. Произнося предложения, они кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационньй рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

Тюлень кормит... (тюлененка).

Морж кормит... (моржонка).

Олень кормит... (олененка).

Пингвин кормит... (пингвиненка).

Медведь кормит... (медвежонка).

Заяц кормит... (зайчонка).

«Считалка».

Моржу дам молока, Мишке белому - медка, Рыбку дам тюленю, Травку дам оленю, А тебе считалку дам, Сочинил ее я сам.

«Кто около?» На игровое поле логопед в ряд выкладывает три картинки с изображениями животных. Дети комментируют, например: «Около зайца тюлень и олень». Затем логопед меняет картинки местами или выставляет другие.

Произнося предложения, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова, исключая союзы и предлоги. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).



Около моржа пингвин и медведь.

Около оленя медведь и заяц.

«Танграм». Логопед раздает детям по 7 геометрических фигур (они вырезаются из квадрата размером 8x8 см, как показано на рисунке), предлагает составить из них силуэт зайца и рассказать о проделанной работе.

Я составил силуэт зайца из геометрических фигур. Фигуры сделаны из картона. Всего семь фигур: один квадрат, один четырехугольник и пять треугольников - два больших, один средний и два маленьких. Для туловища я взял два больших треугольника, для головы - квадрат, для ушей - четырехугольник, для передних лап - один маленький треугольник, а для задних лап - средний треугольник и маленький треугольник. Я соединил фигуры, и у меня получился зайчик, сидящий на задних лапах.

«С пальчиками мы играем». Логопед читает стихотворение, а дети считают рыбок, загибая пальчики. Затем они заучивают стихотворение наизусть.

С пальчиками мы играем, Рыбок мы изображаем: Этот пальчик - пескарек, Этот пальчик - окунек, Этот пальчик - камбала, Этот пальчик - рыба-пила, Ну, а этот - толстый сом, Он большой плавучий дом.

«Без чего не бывает рыбы?» Логопед показывает детям картинку с изображением рыбы и рассказывает, из каких частей она состоит. Затем спрашивает: «Без чего не бывает рыбы?». Дети отвечают (ответы должны быть полными): «Не бывает рыбы без головы (без жабр, без хвоста, без плавников, без чешуи, без туловища, без глаз, без рта)».

«Кто где живет?» Дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова предложения. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

Ерш, сом, пескарь - это речные рыбы.

Камбала, горбуша, сельдь - это морские рыбы.

Карп, карась, плотва - это озерные рыбы.

Акула, мурена, щука - это хищные рыбы.

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

Вышел Миша на крылечко, Взял он удочку, червей. Быстро он бежит на речку, Там поймает пескарей.

«Щука». Логопед предлагает детям составить рассказ о щуке. При необходимости он помогает.

Перед вами щука. Это речная рыба. Она хищная - питается мелкими рыбешками. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Щука покрыта чешуей. Из щуки можно сварить уху и приготовить котлеты.

Насекомые

(двадцать четвертая неделя)

«Насекомые». Для игры используются картинки с изображениями насекомых (или узнаваемые силуэты). Логопед читает рифмованный текст и выкладывает картинки в соответствии с его содержанием.

Насекомые сидят, И на нас они глядят: Пчела, муха, гусеница, Комар, мошка, жужелица, Червяк, бабочка, оса, Жук, кузнечик, стрекоза.

«Сороконожки». Логопед читает стихотворение. Дети повторяют его вслед за взрослым и хлопают в ладоши (на каждую строчку - три удара).

Бежали сороконожки, Бежали они по дорожке. Слишком много ножек У этих сороконожек.

«Кто как передвигается?» Логопед показывает детям по две картинки с изображениями насекомых и предлагает составить предложения, в которых говорится о том, какое насекомое как передвигается.

Произнося предложения, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова, исключая союзы. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

Муравей ползает, а бабочка летает. Гусеница ползает, а кузнечик прыгает. Бабочка летает, а улитка ползает. Червяк ползает, а стрекоза летает. Кузнечик прыгает, а комар летает. Паук ползает, а пчела летает. Муха летает, а гусеница ползает.

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

Я с мячом легко играю, Насекомых называю: Жук, кузнечик, муравей, Мячик, бей-бей-бей.

Весна

(двадцать пятая неделя)

«Мы картиночки покажем». Логопед выставляет перед детьми картинки и читает стихотворение. Затем дети заучивают его наизусть, опираясь на картинки.

Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Солнышко, сосульки, почки, Одуванчики, листочки, Капли, лужи, ручейки, Мухи, бабочки, жучки, Птицы с юга прилетают... Ну, когда это бывает?

«Мы картиночки берем». Логопед раздает детям картинки с изображениями насекомьк и предлагает разложить их в два столбика: в первый - картинки, названия которых состоят из двух слогов, во второй - из трех. Когда они кладут карточку в первый столбик, то хлопают в ладоши два раза, во второй - три раза.

Мы картиночки берем И в два столбика кладем: Первый столбик - два хлопка, Второй столбик - три хлопка.

Картинки: оса, муха, пчела, червяк, мошка; муравей, стрекоза, кузнечик, бабочка, улитка.

«Бабочка» (речевая подвижная игра). Логопед предлагает детям изобразить бабочку, о которой говорится в рассказе, а затем выучить его наизусть.

Бабочка летала, летала, летала. Крыльями махала, махала, махала. Головой крутила, крутила, крутила. Усами шевелила, шевелила, шевелила. Глазками глядела, глядела, глядела. Ножками перебирала, перебирала, перебирала. С цветка на цветок перелетала, перелетала, перелетала.

«Я по лужицам шагаю». Логопед раскладывает на полу (в ряд, по кругу или полукругом) шестнадцать бумажных силуэтов луж. Дети по очереди шагают по ним в такт стихотворению (на каждую строчку - четыре шага).

Я по лужицам шагаю, В лужу ножкой попадаю:

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

Вот идет, идет весна, Быстроногая она, По лужайкам: топ-топ, А по лужам: шлеп-шлеп.

«Весна» (речевая подвижная игра). Логопед читает стихотворение, а дети в такт ему выполняют различные движения (ходят, поднимают руки вверх, приседают и т.д.). Затем они заучивают четверостишие наизусть.

В гости к нам пришла весна, Деток радует она,

Солнце светит, солнце греет, Всюду травка зеленеет.

«Без чего не бывает весны?» Логопед по очереди показывает детям картинки и спрашивает: «Без чего не бывает весны?». Дети отвечают (ответы должны быть полными): «Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без листочков, без насекомых, без птиц, без ледохода и т. д.)».

Отвечая на вопрос, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

«Пришла весна». Логопед читает рифмованный текст и по ходу чтения выставляет соответствующие картинки. Дети заучивают стихотворение наизусть.

Вот пришла к нам весна, После зимы наступила она. Солнышко светит и греет, Снег на земле чернеет. А на речке тает лед, А на речке потом ледоход. Ручейки проворно бегут, Одуванчики с травкой растут. На деревьях набухают почки, Из них вылезают листочки. Насекомые выползают, Птицы с юга прилетают.

Транспорт

(двадцать шестая неделя)

«Мы с картинками играем». Логопед выставляет перед детьми картинки и проговаривает стихотворение. Дети повторяют его несколько раз и заучивают наизусть.

«Транспорт» (речевая подвижная игра). Логопед читает стихотворение, а дети выполняют описываемые в нем движения. Затем они проговаривают текст самостоятельно.

Я в автомобиль сажусь,

По дороге я несусь.

В самолет я залезаю,

И по небу я летаю.

Я в ракете помещаюсь,

В дальний космос отправляюсь.

«Объясни слова». Логопед произносит стихотворный зачин и предлагает детям объяснить значения слов. При необходимости он помогает детям.

Мы с картинками играем, С ними транспорт изучаем: Вот троллейбус и автобус, Самосвал и аэробус, Самолет и самокат, Саночки и снегокат.

Слушай длинные слова, В каждом слове - слова два, Дважды ты рукой взмахни, Слово длинное объясни.

Тепловоз, подлодка, самолет, аэроплан, луноход, вездеход, самоход, самосвал, снегоход.

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

Не летает, не плывет, Не лежит и не ползет, А бежит, бежит, бежит И гудит, гудит, гудит.

«Машина». Для игры необходимы машина, схема ее движения, изображенная на большом листе бумаги, две плюшевые игрушки.

Логопед читает стихотворение и показывает на схеме, как едет машина. Дети хором проговаривают стихотворение.

На машину сели и поехали, Немного мы проехали, На площадь мы заехали, Перекресток переехали. До эстакады доехали, Въехали на нее, съехали. До дома большого доехали, Его аккуратно объехали. До канала мы доехали, Его по мосту переехали. Потом долго-долго ехали И до дома доехали.

«Дорога». Логопед читает рассказ и в соответствии с его содержанием раскладывает на игровом поле картинки. Дети повторяют рассказ сначала вслед за взрослым, а затем самостоятельно.

Это дорога. По дороге едут машины. Вот едет автобус, он перевозит людей. За ним едет самосвал, он перевозит грузы. За ним - бензовоз, он перевозит бензин. За бензовозом движется молоковоз, он перевозит молоко. А вот легковой автомобиль, в нем - дорожная милиция. Она следит за порядком на дороге. На улице много различных видов транспорта.

«Составим машину». Логопед раздает детям геометрические фигуры и предлагает составить силуэт машины. Затем они рассказывают о проделанной работе, опираясь на образец.

Я составил машину из геометрических фигур. Фигуры сделаны из картона. Всего шесть фигур: три прямоугольника (большой, средний и маленький) и три одинаковых круга. Для кузова я взял большой прямоугольник, для кабины - средний прямоугольник. Для капота машины я использовал маленький прямоугольник, а для колес - три одинаковых круга. Я соединил фигуры, и получилась машина.

Профессии

(двадцать седьмая неделя)

«Мы картинки называем». Логопед произносит рифмованный текст и в соответствии с его содержанием выкладывает картинки с изображениями людей различных профессий. Дети, опираясь на картинки, заучивают текст наизусть.

Профессии мы изучаем, Картинки мы называем: Ткач, продавец, садовод, Повар, артист, пчеловод, Летчик, учитель, шофер, Врач, капитан, комбайнер.

«Повтори слова». Логопед произносит стихотворный зачин и предлагает детям повторить без запинки слова.

Повторим три слова сразу, Не запнемся мы ни разу.

Танкист - тракторист - машинист; велосипедист - мотоциклист - бульдозерист; каменщик - крановщик - бетонщик.

«Профессии». Логопед читает четверостишие, а дети сопровождают каждое слово ударом карандаша по столу (исключая союзы и предлоги).

Профессии все важны, Профессии все нужны, Надо только браться за дело Очень старательно и смело.

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

Я расту, расту, расту, А когда я подрасту, - Буду поваром, танкистом, Клоуном и машинистом.


«Кто водит транспорт?» Логопед предлагает детям повторить предложения. Дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонацион-ный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

Трактор водит тракторист.

Поезд водит машинист.

Машину водит шофер.

Самолет водит летчик.

Корабль водит капитан.

Краном управляет крановщик.

Ракету водит космонавт.

Танк водит танкист.

Бульдозером управляет бульдозерист.

Экскаватором управляет экскаваторщик.

«Кому это нужно?» Логопед показывает картинку (ножницы, шприц, машина, компьютер, кастрюля) и произносит начало предложения. Дети заканчивают его. Затем они повторяют целиком все предложение, отхлопывая каждое слово в ладоши.

Ножницы нужны... (парикмахеру).

Шприц нужен... (врачу).

Машина нужна... (шоферу).

Компьютер нужен... (инженеру).

Кастрюля нужна... (повару).

«Врач». Логопед выставляет на доске картинки с изображениями предметов, необходимых врачу, и предлагает составить о нем рассказ. Дети повторяют рассказ самостоятельно (хором и индивидуально).

Профессия врача очень важна. Врач лечит людей. Он работает в поликлинике и больнице. Врачу нужны: халат, шапочка, градусник, шприц, лекарства, рецепты. Больной приходит к врачу, рассказывает о своей болезни. Доктор помогает больному.

Хлеб

(двадцать восьмая неделя)

«Мы картиночки покажем». Логопед выставляет перед детьми картинки с изображениями хлебопродуктов (или узнаваемые силуэты) и произносит рифмованный текст, который они заучивают наизусть.

Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Булка, кекс, батон, буханка, Торт, лаваш, пирог, баранка, Пирожок, рогалик, сушка, Бублик, сухари, ватрушка... То не овощи, не фрукты, Это все - хлебопродукты. Повар, ты их испеки В жаркой печке из муки.

«Сосчитай слоги». Логопед произносит стихотворный зачин и предлагает детям ударить по столу карандашом столько раз, сколько слогов в слове: хлеб, хлебцы, хлебушек, хлебозавод, хлебопродукты, хлебобулочные (изделия).

Со словами мы играем, Слоги в слове мы считаем.

«Считалка». Дети вслед за логопедом произносят считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

Сладкоежка наш Кондрат, Пять пирожных съел подряд: С кремом - два, с джемом - три, Ты считалку повтори.

«Чем угостишь гостей?» Логопед показывает детям картинки и предлагает составить по образцу предложения. Произнося предложения, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

Я угощу гостей булкой (кексом, тортом, лавашом, пирогом, баранкой, ватрушкой и т.д.).

«В булочной». Логопед раскладывает на игровом поле пять бумажных полосок, которые обозначают полки. По ходу рассказывания он выкладывает на них соответствующие предметные картинки (можно использовать узнаваемые силуэты предметов).

Маша пришла в булочную. Там продают хлебобулочные изделия. В магазине - пять полок. На первой полке лежат батоны, буханки, булки. На второй полке - сушки, баранки, бублики. На третьей полке Маша увидела печенье, ватрушки, рулеты. На четвертой красуются торты, пирожные, кексы. А на пятой полке - сухари, хлебцы, соломка. В магазине много разных хлебобулочных изделий. Все такое вкусное. Маша - сластена, она купила пирожное, печенье, кекс.

(двадцать девятая неделя)

«Мы картиночки покажем». Логопед читает стихотворение и по ходу чтения показывает соответствующие картинки (или узнаваемые силуэты). Дети с опорой на картинки заучивают текст.

Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Класс, учительница, парта, Ученик, учебник, карта, Азбука, тетрадь, урок, Кисточка, альбом, звонок, Стол, пенал, карандаши, Ластик, ранец, малыши. Говорите, дети, хором: «Это все зовется... (школа)».

«Что радом с портфелем?» На столе лежит портфель, а вокруг него - школьно-письменные принадлежности. Дети составляют предложения: «Рядом с портфелем находится ручка (карандаш, тетрадь, учебник, кисточка, пенал, линейка и т.д.)».

Произнося предложения, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при прого-

варивании каждого слова, исключая предлоги. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

«В школе» (речевая подвижная игра). Логопед предлагает детям послушать стихотворение и изобразить, как они будут учиться в школе. Затем дети проговаривают стихотворение сначала вслед за логопедом, а потом самостоятельно, сопровождая текст движениями.

В школу мы с тобой пойдем

И портфель с собой возьмем.

В школе будем мы писать,

Физкультурой заниматься,

И трудиться, и стараться.

«Объясни слова». Логопед произносит стихотворный зачин и предлагает детям объяснить значения слов.

Называем мы слова, В каждом слове - слова два, Дважды ты рукой взмахни, Слово длинное объясни.

Первоклассник, второклассник, третьеклассник, четвероклассник, пятиклассник, шестиклассник, семиклассник, восьмиклассник, девятиклассник, десятиклассник.

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

Раз, два, три, четыре, В школу мы с тобой ходили, Принесли оценку «пять», В школу мы пойдем опять.

«Собираемся в школу». Логопед предлагает детям рассказать о том, как они будут собираться в школу. При необходимости он задает наводящие вопросы, подсказывает.

Утром я проснусь, умоюсь, позавтракаю и стану одеваться. Я надену... Потом я сложу в портфель школьные принадлежности. Я положу... Потом я застегну портфель. Я надену обувь и закрою дверь на замок. Потом я спущусь на первый этаж и выйду из подъезда. По тропинке я пойду в школу. По дороге я встречу друга. С ним вместе мы пойдем в школу. Когда прозвенит звонок, мы побежим в класс. Там начнется урок.

Лето

(тридцатая неделя)

«Мы картиночки покажем». Логопед читает стихотворение и в соответствии с его содержанием раскладывает картинки (по три в ряд). Дети заучивают текст с опорой на картинки.

Дружишь, лето, ты с цветами, С солнцем, с речкой и с грибами.

«Лето» (речевая подвижная игра). Логопед читает детям стихотворение о лете, а они изображают, как они купаются, загорают, собирают грибы и т. д. Дети заучивают стихотворение наизусть, а затем повторяют его самостоятельно, сопровождая соответствующими движениями.

Раз, два, три, четыре, пять, Будем летом мы играть, Будем плавать и качаться, Будем прыгать и кататься, Будем бегать, загорать И грибочки собирать.

Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Солнце, сарафан, клубничка, Мухомор, листва, пшеничка, Дождик, радуга, гроза, Крот, лягушка, стрекоза, Розы, васильки, ромашки, Птицы, комары, букашки... И когда бывает это? Ну, конечно, дети, летом.

«Мы по солнышкам шагаем». Логопед раскладывает на полу (в ряд или полукругом) шестнадцать бумажных силуэтов солнышек. Дети шагают по ним в такт стихотворению (на каждую строчку - четыре шага).

Мы по солнышкам шагаем, Эти солнышки считаем: «Одно, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, восемь». Мы жары у лета просим.

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

Здравствуй, лето, здравствуй, лето. Ты в зеленое одето.

«Что с чем рядом?» Логопед выставляет десять предметных картинок и задает детям вопросы, например: «Что рядом с ромашкой?». Дети отвечают: «Рядом с ромашкой василек и мухомор». Отвечая на вопрос, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

Что рядом с бабочкой? (Рядом с бабочкой муравей и смородина.) Что рядом с солнышком? (Рядом с солнышком травка и листья.) Что рядом с березой? (Рядом с березой мухомор и бабочка.) Что рядом с листьями? (Рядом с листьями солнышко и береза.)

«Лето наступило». Дети вместе с логопедом составляют по картинкам рассказ о лете. Затем педагог предлагает им воспроизвести рассказ самостоятельно (хором и индивидуально).

Наступило лето. Солнце стало греть сильнее. Выросло много цветов. Появилось много насекомых. Они всюду: в воздухе, на земле, на деревьях, в воде. Они летают, порхают, ползают, прыгают. Кругом поют птицы. Они ловят насекомых и кормят своих птенцов. Дети и взрослые плавают в реке и загорают на берегу. Они ходят в лес за грибами, ягодами и цветами. Летом люди отдыхают. Это самое любимое время года.

Арутюнян Л. 3. Как лечить заикание. - М.: Эребус, 1993.

Лыков В. М. Заикание у дошкольников. - М.: Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, 1979.

Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. -Л.: Медицина, 1988.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.

Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973.

Резниченко Т. С. Если ребенок заикается... - М.: СЭНС, 1994.

Чевелева Н.А. Исправление заикания у детей. - М.: Просвещение, 1964.


Предисловие........................................................................ 3

Тематические циклы.............................................................. 6

Игрушки (первая неделя)............................................................................. 6

Овощи (вторая неделя)................................................................................. 8

Фрукты (третья неделя)............................................................................... 10

Осень (четвертая неделя) ......................................................................... 12

Грибы (пятая неделя) .................................................................................. 14

Деревья (шестая неделя) .......................................................................... 15

Перелетные птицы (седьмая неделя) ...................................................... 17

Зимующие птицы (восьмая неделя) ........................................................ 19

Части тела (девятая неделя) .................................................................... 21

Посуда (десятая неделя) .......................................................................... 23

Продукты питания (одиннадцатая неделя) .......................................... 25

Одежда и обувь (двенадцатая неделя) ................................................. 26

Зима (тринадцатая неделя) ..................................................................... 28

Дом и его части (четырнадцатая неделя)............................................... 30

Мебель (пятнадцатая неделя) ................................................................. 32

Наш город (шестнадцатая неделя) ........................................................ 33

Домашние животные (семнадцатая неделя) ...................................... 35

Домашние животные и их детеныши

(восемнадцатая неделя) ............................................................................. 37

Дикие животные наших лесов (девятнадцатая неделя) ................... 39

Дикие животные и их детеныши (двадцатая неделя) ......................... 41

Животные жарких стран (двадцать первая неделя) ......................... 43

Животные холодных стран (двадцать вторая неделя) .................... 45

Рыбы (двадцать третья неделя)................................................................. 47

Насекомые (двадцать четвертая неделя) ............................................ 49

Весна (двадцать пятая неделя) .............................................................. 51

Транспорт (двадцать шестая неделя) ................................................... 52

Профессии (двадцать седьмая неделя) ................................................ 55

Хлеб (двадцать восьмая неделя) ............................................................. 57

Школа (двадцать девятая неделя) ........................................................ 58

Лето (тридцатая неделя) .......................................................................... 60

Ж ивотные Арктики:

Горбатый кит

Касатка

Арктическая крачка

Заяц беляк

Песец

Морж

Тюлени

Нарвал

Белый медведь

Овцебыков относят в отдельный отряд – ничего подобного не знает природа. Это непостижимое древнее существо питается очень скудной пищей, не замерзает полярной ночью. В полном соответствии своему названию овцебык – это нечто среднее между быком и овцами. Рога – как у быка, длинная шерсть и короткий хвостик – овечьи. По размеру же современным овечкам далеко до овцебыков: они в длину вырастают до 2,35 метров, а высота в холке в среднем полтора метра.

Шерсть быков очень густая и теплая, она свисает почти до земли, и поэтому овцебык не боится мороза. Он выдерживает до -60о, и может селиться далеко на севере. Кроме Канады его можно встретить на северных островах и даже в Гренландии.

Образ жизни это комбинированное существо выбрало овечий – овцебык держится большими стадами, зимой кочует к югу. Питаться ему приходится, чем суровая северная природа богата – лишайниками и мхами. При случае же грузный большой овцебык на удивление ловко карабкается по скалам.

При нападении хищника овцебыки, в отличие от многих копытных, не убегают. Они выстраиваются плотным кругом, закрывая спинами телят. Когда хищник приближается, один из стада его атакует и сразу возвращается – защитить детей.

Настоящий уникум среди китов-полосатиков - кит-горбач. Он выглядит довольно неуклюжим, отчасти напоминает гренландского кита толстым телом и относительно крупной головой до трети длины тела. Из всех китообразных горбача выделяют очень длинные (до 4 метров) грудные плавники, саблевидно изогнутые, с бугорчатыми краями.

Горбачи в своих странствиях и на местах постоянного проживания держатся небольшими группами: в нее входят самка с детенышем, сопровождаемые несколькими самцами. Животные очень крепко привязаны друг к другу и не покидают товарищей в беде, особенно крепкие узы связывают взрослых членов стада с китенком.

Среди моряков кит-горбач слывет “весельчаком” : время от времени он выделывает такие невероятные кульбиты, что только диву даешься. Один из излюбленных “фокусов” горбача - прыжки, напоминающие цирковое сальто: кит, разогнавшись под водой, взмывает в воздух, на лету переворачивается брюхом вверх, махая в воздухе громадными плавниками, с грохотом обрушивается спиной в воду, и там уже кувырком через голову возвращается в исходную позицию. Иногда он делает по нескольку таких кульбитов кряду. Когда прыгать нет охоты, горбач просто высоко выставляет голову и громко хлопает по воде ластами. А то ложится на поверхность брюхом кверху и ластами шлепает себя самого. И все это кит выделывает без видимой причины, просто так, для собственного удовольствия…

Касатки самые крупные из дельфинов. Масса их может достигать до 9 т. Их называют киты-убийцы, древние римляне называли их орками, что означает демоны. Их боятся и ныряльщики, и водолазы. В справочном руководстве ныряльщика про них написано, что если на вас напала касатка, то для вас всё уже предрешено, спасения нет.

Крачки относятся к семейству чайковых , но выделяются в особое подсемейство. Населяют преимущественно средние и южные широты. В тундре гнездится только один вид – полярная крачка. Еще один вид - речная крачка – обитает к югу от Полярного круга. По внешности, поведению и образу жизни крачки похожи на чаек, но меньше по размерам, имеют более длинные крылья. Они удивительно легки в полете. Это тоже околоводные птицы, добывают корм на воде. Крачки прилетают в тундру рыхлыми стаями в разгар весны, во время массового прилета других птиц. Вскоре они разбиваются на пары и облюбовывают себе место для гнезда. Обычно для этого выбирают берега тундровых озер, а охотнее всего - островки посреди озер. Бывают гнезда и совсем вдалеке от воды, устроенные на сухих тундровых буграх. Пара от пары селится на удалении, измеряемом сотнями метров или даже километрами. Изредка, обычно на островах, две или несколько пар мирно живут одной маленькой колонией. Кто хоть раз получил крепкий удар острого клюва «по маковке», тот в другой раз не осмелится подойти к крачиному гнезду с непокрытой головой. Эффект нападения усиливается тем, что перед «пике» крачка замолкает и, залетев сзади, выкрикивает резкое и противное «крек» в самый момент удара. Такая самоотверженность крачек при защите гнезда очень действенна. Не удивительно, что их покровительством охотно пользуются кулики, утки, а особенно плавунчики и морянки, которые стараются гнездиться поближе к крачкам. Полярная длиннохвостая крачка – это такая маленькая птичка с красным клювом и красными лапками. Лето полярная крачка проводит в районах Крайнего Севера – на Аляске, на севере Сибири, на арктических островах Канады и в Гренландии.А осенью крачка, как и многие северные птицы, летит на юг, но крачка улетает так далеко на юг, что снова оказывается в краю сплошного льда и снега. Зимует она в Антарктиде!Вот так два раза в год крачки пролетают 32 тысячи километров, только бы не оказаться в теплых краях. Даже в пути крачки стараются избегать жарких стран, некоторые стаи специально делают крюк в несколько сотен километров, лишь бы лететь над холодными районами.

Заяц – беляк сравнительно крупный зверек, длина тела его несколько различна в разных частях его ареала. Наиболее крупные беляки живут в тундре Западной Сибири. Здесь зимой зайцы сосредоточиваются в местах, где возникают большие забои снега, обычно у крутых склонов речных долин. В снегу они вырывают очень глубокие норы длиной до 8 м, которые используют в качестве постоянных убежищ. В отличие от лесных беляков, покидающих снеговую нору при опасности, тундровые беляки скрываются в норах, как только заметят что-либо подозрительное. Выгнать забежавшего в нору зайца не удается ни криком, ни выстрелом, ни стуком о снег над норой. Интересно, что в тундре беляки иногда и летом пользуются норами, но уже земляными. Обычно они не копают их сами, а залезают в пустующие норы песцов или сурков. Хотя беляк в основном ночное животное, в тундре зимой он бодрствует и днем. В лесной полосе в начале весны зайцы также нередко выходят на кормежку задолго до захода солнца. Питание существенно различно по сезонам. Летом беляк поедает разнообразные травянистые растения, предпочитая при возможности бобовые. Охотно ест овощи и подземные бесшляпочные грибы (олений трюфель-парга), которые легко выкапывает. Местами можно видеть множество покопок зайцев. Зимой в большинстве районов травянистая растительность становится для беляка недоступной, а высохшая на корню трава мало питательной. Основной пищей в это время служат мелкие ветки и кора разнообразных деревьев и кустарников. Особенно охотно беляк поедает иву, осину, березу, на юге - орешник. Одним из основных зимних кормов служат молодые лиственницы.

Песец похож на лисицу, только у него небольшие круглые ушки, короткий нос, да и сам он поменьше. Зимой зверек одет в ярко-белую шубку, лишь любопытные глаза да кончик носа темными пятнышками выделяются на белой мордочке. Зимний мех у песца длинный, пушистый, густой. Даже подошвы лап у него покрыты шерстью. А летом он серовато-бурый, облезлый и худой. В это время он растит потомство и постоянно занят поисками пищи. Летом песец охотится на суше, но зимой по льду может уйти от берега на сотни километров от берега.

Зверек ест все, что удается раздобыть. Подбирает остатки еды за белым медведем, ворует у птиц яйца – за ними он лазает на скалы, ест ягоды, растения и даже водоросли. Опустошает припасы полярников, если сможет до них добраться. Но главная его пища – лемминги. Когда их много у песцов рождается до двадцати щенят в норах, которые они роют сами. Под землей у них прорыты целые лабиринты из тоннелей с гнездовыми камерами и множеством выходов. Щенки, когда немного подрастут, вылезают из норы за едой, которую приносят им родители, а через полгода догоняют их по весу и начинают жить самостоятельно.

На берегах и островах, на плавающих льдинах северных морей живут огромные животные – моржи. В старину охотники называли их “морские быки”. Может быть потому, что моржи сильные и ревут басом, словно быки.

Но если у быков есть рога, то у моржей большие длинные клыки – бивни. Совсем, как у слона , только остриём направлены вниз.

Моржи гордятся своими усами. Они толстые, жёсткие и прочные, словно железная щетина. Такой “щёткой” морж может даже клок шкуры выдрать сбелого медведя , если тот осмелится на него напасть.

Усы и бивни – хорошая защита, потому что на суше большой морж неуклюж и неповоротлив. Его большие ласты приспособлены для плавания и ныряния, но не для прогулок по берегу.

Большие бивни – клыки нужны моржам не только для защиты, но и для добывания пищи. Он ныряет глубоко в море, до самого дна и бивнями раскапывает морское дно в поисках ракушек мидий, устриц и других моллюсков.

Бивни у моржей растут всю жизнь, от работы стачиваются. Моржи любят тесные компании и живут большими стадами: вместе отдыхают, вместе от врагов обороняются.

А если моржа кто-нибудь ранит или он заболеет, “товарищи” поддержат его, не дадут утонуть. И защитят, даже на лодку с охотниками напасть могут.

Моржи добрые и любопытные, и обижать их не стоит.

У моржей толстая, очень прочная кожа, а под ней запасы жира. Никакой мороз моржам не страшен. Но всё равно моржи любят полежать, погреться на солнышке.

Лежат они тесно прижавшись друг к другу на лежбище, как на пляже. Этот “пляж” может находиться не только на каменистом берегу, но и на большой льдине.

А весной у моржей появляются малыши. У них серебристо – серая шубка, которая со временем изменится. Мама частенько сама сталкивает моржонка в воду. Тот пищит, но плывёт.

А вскоре и сам захочет поплескаться, понырять. А потом – к маме, молочка попить. Если моржам грозит опасность, мама – моржиха прижмёт малыша к себе “рукой” (ластом) и поплывёт подальше от опасного места.

А малышу весело. Он заберётся к маме на спину и катается…

Есть “моржи” и среди людей. Так называют тех, кто не боится зимних холодов и купается в проруби.

Холодные воды Северного моря омывают каменистый берег. А на берегу, как на пляже, лежат странные звери. У них круглая усатая голова, круглые глаза, а вместо лап – ласты. Это тюлени.

Спина и бока у них тёмные, в пятнах, а живот светлый. Но вот, отталкиваясь от земли ластами и извиваясь всем телом, тюлени неуклюже поползли к морю.

Передвигаться по земле тюленям очень неудобно. Но зато в воде они настоящие акробаты!

Тюлени плавают не хуже рыб, на которых охотятся. Питаются рыбой, креветками, крабами, моллюсками. Тюлень ныряет на глубину до 100 метров. Вдохнёт воздух и может очень долго оставаться под водой – до полутора часов: он охотится.

И ему совсем не холодно в ледяной воде. Кроме плотного непромокаемого меха, у тюленя есть под кожей толстый слой жира. Можно и в воде плавать, и на льдине полежать. Летом слой жира у тюленя меньше, чем зимой.

Тюлени не любят заплывать очень далеко в открытое море, предпочитают резвиться в прибрежных водах. Но часто совершают путешествия вместе с дрейфующими льдами.

Весной, среди снегов и льдов, появляются на свет малыши. Шубка у них пушистая и белая, словно снег. Лишь носики и глаза тёмные. Поэтому малышей называют “бельки”. В своих белых шубках они не заметны.

Но если возникнет опасность, малыши вместе с мамой ныряют в воду. Плавать тюлени умеют почти с рождения.

Но пока малыши растут, набираются сил, пьют молоко. А молоко очень питательное, жирное. Когда малыши превратятся во взрослых тюленей, свою детскую шубку они поменяют – теперь она будет тёмная, с пятнами.

И вот уже малыши, а точнее, молодые тюлени ныряют, ловят рыбу и высовывают из воды круглые мордочки с удивлёнными круглыми глазами.

Нарвал – это один из самых интересных представителей семейства китообразных. Многие из нас уверены, что существует только один вид китов, а на самом деле имеется несколько их разновидностей.Наиболее интересными из них являются так называемые зубастые киты. Зубастые киты охотятся за рыбой и головоногими моллюсками и питаются в основном ими.Нарвал - это тоже зубастый кит. Он обитает в основном в арктических водах, и у него есть то, чего нет ни у какого другого кита: у мужской особи нарвала на левой стороне пасти растет длинный костяной клык, торчащий, как меч!

Белый медведь – родственник бурому мишке , но живёт на Севере, среди льдов и снега, поэтому и шуба у него белая.

На фоне снега она незаметна и позволяет ему ближе подобраться к добыче.

Только нос и губы у белых медведей чёрные. Шуба у него плотная, густая – отличная защита от морозов. Мохнатые лапы – широкие: так по снегу ходить удобнее. А на лапах – острые когти. Ими снег хорошо раскапывать и добычу удерживать.

Белые медведи – любители путешествовать. И не только по берегу: они даже на больших льдинах плавают. Холодной воды не боятся. Если понадобится, могут и нырнуть, легко перебраться вплавь с одной льдины на другую.

Охотятся белые медведи на тюленей. Увидят его на снегу и начинают осторожно подкрадываться. А потом прыгают, хватая добычу острыми когтями передних лап.

Но иногда, словно кошка у мышиной норки, медведь долго поджидает тюленя у полыньи или у лунки во льду.

Летом он охотится на водоплавающих птиц. Осторожно нырнёт, подплывёт и схватит птицу! Конечно, не всегда охота бывает успешной…

Нередко белые медведи подходят к жилищу человека. И залезают туда, где хранятся продукты. Белые медведи очень сильные – консервную банку могут легко смять лапой. Так что лучше с медведями нос к носу не сталкиваться…

Когда наступает зима, медведица роет в глубоком снегу берлогу. Белые медведи зимой не впадают в спячку, но спят много. Именно зимой, в снежной берлоге, появляются на свет медвежата.

Они покрыты тёплой шёрсткой, но совершенно беспомощны. Мама – медведица поит их молоком, согревает своим телом. А весной подросшие медвежата выходят из берлоги. Вместе с мамой, разумеется.

Они всё время ходят за ней, учатся охотиться и быть самостоятельными. А мама, конечно, защитит их от опасности. Отцы – медведи не принимают никакого участия в воспитании детей. И даже сами могут представлять для них серьёзную угрозу.

Белые медведи находятся под защитой, они занесены в Красную книгу России.

Животные Антарктиды:

Синий кит

К ашало т

Сейвал

Альбатрос

Северная качурка

Большой поморник

Гигантский буревестник

Тюлень Росса

Тюлень - крабоед

Тюлень Уэ делла

Морской леопард

Южный морской слон

Королевский пингвин

Золотоволосый пингвин

Галапагосский пингвин

Императорский пингвин

Синий кит – это крупнейшее животное из когда-либо существовавших на Земле. Тем более удивительно то, что его пищей являются планктонные рачки – самые мелкие существа, живущие в океане. Синий кит – типичный планктоноед: питается в верхней толще моря массовыми рачками. В водах Антарктиды киты питаются исключительно планктоном. В водах Арктики киты питаются тремя видами рачков. В ледяной воде больше, чем в теплой, кислорода и углекислого газа, поэтому и жизнь в холодных водах богаче и разнообразнее.Синий кит способен развивать скорость до 15 узлов. Пищу он обычно заглатывает, ныряя.Он может пребывать до двух часов на глубине около 500 м. Затем он устремляется к поверхности, заглатывая в огромных количествах планктон.Наполовину прикрыв пасть, кит выкачивает воду и задерживает планктон в щелях китового уса.

После длительного пребывания на глубине кит должен выныривать, чтобы набрать воздух. Выдох животного всякий раз сопровождается выбросом фонтана воды высотой до шести метров.

Еще одна легенда морей - кашалот, огромный кит, весящий 35-50 тонн и в длину достигающий 20 метров. О его неимоверной силе, злобности, коварстве (один Моби Дик, герой одноименного романа Г. Мелвилла, чего стоит!) моряки, коротая вечера в кубриках, веками травили байки - красивые, страшные, но мало соответствующие действительности. У кашалота огромная, как бы обрубленная спереди голова, составляющая около трети длины туловища. Такой несуразно большой ее делает огромный жировой “мешок”: он есть у многих зубатых китов, но только у кашалота достигает таких размеров. Содержимое мешка - жироподобное вещество спермацет, ради которого кашалотов раньше добывали тысячами.

На этакой огромной голове каким-то странным придатком выглядит очень узкая нижняя челюсть, вооруженная большими редко сидящими зубами. Огромный кашалот, в отличие от касатки, не способен разрывать добычу на части или вырывать куски плоти: он глотает все, что попадает ему в рот, целиком. А поскольку гигантские размеры позволяют кашалоту справляться с весьма крупными животными, велика и глотка. И это еще одна уникальная особенность кашалота (как будто и других мало): он - единственный представитель когорты гигантов-китов, который теоретически способен целиком проглотить человека (хотя практически он этого никогда, разумеется, не делает).

Основная часть добычи этих морских гигантов - небольшие, длиной метр-полтора кальмары, косяками путешествующие в толще океанских вод. Но иногда в желудках добытых кашалотов находят поистине гигантских головоногих, обитающих в самой глубине океана, - длиной до 10 метров и весом до 200 килограммов. Несмотря на свои размеры, этот кит совсем не охотится на других морских млекопитающих - тюленей и дельфинов. Добычу свою кашалот, как и другие киты, отыскивает с помощью эхолокации: крошечные глаза не позволяют ему ориентироваться в кромешной тьме глубоководий. При общении между собой эти гиганты используют инфразвук: низкий “рев” кашалота в некоторых слоях морской воды разносится на целые километры.

Когда кит уходит в глубину, над поверхностью на какое-то мгновение остается хвостовой плавник, колеблясь от движений животного, будто распростерла над океанскими валами свои крылья громадная “бабочка” - так китобои назвали двухлопастный китовый хвост. Это верный признак того, что кашалот появится очень нескоро и совсем в другом месте. Выныривает он так же, как и уходит под воду: из неглубокого погружения всплывает всей спиной, из глубоководного вояжа вылетает все той же “свечкой”, на этот раз головой вверх. Случалось, что в месте скопления китобойных судов такой выныривавший кит случайно попадал лобовиной в дно судна - как здесь не родиться легенде о кашалотовой мстительности…

Про альбатроса иногда говорят – “морской странник, скиталец”. Самый крупный альбатрос так и называется – странствующий альбатрос. Он и в самом деле странствует, скитается над морями и океанами.

И вполне возможно – совершает кругосветные путешествия. Альбатрос приспособлен для дальних перелётов: тело небольшое, размером сгуся . Но крылья, узкие и плоские, – самые длинные на свете.

Раскинув свои крылья, альбатрос может часами парить в воздухе, ни разу не взмахнув. Он подолгу сопровождает плывущие корабли.

Странствующий альбатрос – красивая птица с белоснежным оперением. Чёрные перья есть лишь на крыльях.

Альбатрос не только хорошо летает, но и плавает. На лапах, между пальцами, есть плавательная перепонка. Покачиваясь на волнах, он и отдыхает, и спит.

Холодная вода ему не страшна. Плотное, густое оперение и пух не намокают.

Утром, с восходом солнца, альбатрос взлетает с воды, кругами поднимается в небо. Сверху он внимательно высматривает себе добычу.

Питается альбатрос рыбой, кальмарами. А чтобы мокрая добыча не выскальзывала из клюва есть острые роговые выступы, загнутые внутрь.

Вся жизнь альбатроса проходит в море и небе. Но когда наступает время обзаводиться потомством, альбатрос возвращается в те места, где когда – то он появился на свет.

Чаще всего постоянные места – это скалистые берега островов.

Сначала альбатросы устраивают “танцы”. Они кричат, широко раскрывают крылья, ходят на вытянутых ногах, трусят клювами.

Гнездо альбатроса совсем простое: кучка веток, пучок травы. Иногда гнездо построено с добавлением земли, торфа.

Птенец рождается беспомощным и слепым, но в тёплой пуховой шубке. Родители – альбатросы долго выкармливают птенца. Малыш растёт медленно, почти год проводит в гнезде, прежде чем покинет его.

А через два года семейная пара альбатросов вновь встретится у старого гнезда. И так будет продолжаться долгие годы.

Северная качурка (Вильсона) - родственница буревестников, Размером она с ласточку, весит 40 г. На лапках у нее перепонки: птичка хорошо плавает. Кормится разными морскими рачками, моллюсками. То она летает низко над водой, трепеща крылышками: приподнимет их чуть-чуть кверху – и хвать с поверхности добычу! А то ищет корм на плаву, опустив голову в воду. По земле качурка ходит неуклюже. Другое дело в полете: здесь она легка и стремительна. Гнездятся качурки колониями, в скалах. В кладке одно яйцо. Насиживают его оба родителя, сменяя друг друга каждые четыре дня.

Большой поморник родственник чайки. Он хорошо летает, легко ускоряя и замедляя полет. Может останавливаться на месте, трепеща крыльями, быстро поворачиваться и камнем падать на добычу. Длина крыла большого поморника - около 40 см. Жизнь свою он проводит, кочуя в океане. Разбойничает - отнимает добычу (в основном рыбу) у других птиц. Ловит и мелких птиц, и маленьких зверьков. Не брезгует отбросами. Когда приходит время заводить птенцов, большие колонии поморников собираются на островах и морских побережьях. Гнездо пары птиц - небольшая ямка в почве. В кладке два яйца. Насиживают их оба родителя. Вылупившиеся птенцы выходят из гнезда через неделю. Как и взрослые поморники, они хорошо ходят по земле.

Гигантские буревестники – это большие птицы, с размахом крыльев немногим меньше 3х метров. Гигантские буревестники – коренные жители островов вокруг Антарктиды. Они исконные враги

Ластоногие представлены различными видами тюленей. Наиболее распространен тюлень Уэделла, достигающий в длину 3 м. Живет в полосе неподвижных льдов. Другие виды тюленей встречаются па плавучих льдах. Самый крупный из тюленей – морской слон в настоящее время сильно истреблен. Почти все тюлени питаются рачками, моллюсками и рыбой, а морской леопард уничтожает в большом количестве пингвинов.

Морские леопарды

Все тюлени питаются рыбой. Но морские леопарды любят теплокровных и питаются в основном другими видами тюленей и пингвинами. Это очень опасные хищники. Они встречаются по всему побережью Антарктиды. Известны случаи нападения на человека. Один из них даже со смертельным исходом. А вот с фотографом Паулем Никленом у этого хищника завязались довольно необычные отношения. Этот зверь приносил ему в своей пасти пингвина, как бы угощая. Причем приносил дважды и, наверно был удивлен что человек отказывается от угощения. Морские леопарды свое название получили из-за пятнистой шкуры.

Еще один вид - морские слоны, которых сейчас можно встретить только на островах Кергелен, Крозе, Марион, Южная георгия. Эти острова находятся вблизи Антарктиды. Морские слоны получили свое название из-за нароста на голове в виде хобота, а еще из-за того что это очень крупные животные. Вес самцов достигает 3-х тонн. Несмотря на такой вес они не опасны. Но в брачный период бой за красавицу самку разыгрывается между ними не на шутку. Живут морские слоны гаремами. Если самец оставляет гарем, уходя на охоту, то он рискует, что в его стадо заберется соперник и не всегда хозяину удается восстановить свои позиции даже в жестокой схватке. После рождения детеныша, мамаша выкармливает свое чадо до месяца. Потом она его покидает. Слонёночек растет до трех месяцев и может отправляться в океан. Морские слоны ныряют на глубину почти до полутора километров, и могут задерживать дыхание на два часа.

пингвины

Самые многочисленные обитатели побережья Антарктиды – это пингвины. Настоящими аборигенами Антарктиды можно назвать императорских пингвинов. Среди своих сородичей они самые высокие и крупные - до 120 см. Название они получили за свой царственный вид и окраску. Другие виды пингвинов - пингвины Адели, королевские, хохлатые. Они также селятся колониями на побережьях и припайном льду, обрамляющем широкой каймой берега. Пищу пингвинам дает океан.

Более половины своей жизни пингвины проводят в воде. Крылья этих удивительных птиц в процессе эволюции получили сходство с ластами. С их помощью пингвин отлично управляет своим телом под водой. Сильные лапы позволяют ему выпрыгивать из воды на лед или камни. Живут пингвины колониями, которые нередко насчитывают несколько сотен тысяч птиц. Выходят на поверхность пингвины только для гнездования. Пингвины очень трепетно относятся к выбору партнерши и выращиванию птенцов. Самец выбирает самку и приносит ей камешек, который сам подыскивал специально для нее, и если самка принимает дар, то она становится его спутницей на всю жизнь. Новорожденные птенцы собираются в так называемые ясли, а через 2 месяца «ясли» распадаются, т.к. к этому времени животное становится взрослым и самостоятельно отправляется искать себе пищу. В день взрослому пингвину требуется 2 кг еды! Благодаря особым приспособлениям пингвин Адели может наилучшим образом использовать энергию, полученную вместе с пищей.Так как на покрытой льдом Антарктиде невозможно найти пропитание, пингвины вынуждены добывать пищу в море, на поиск которой они тратят большую половину своего времени. Все птицы превосходные пловцы и умеют нырять на большую глубину. Так, например, Императорский пингвин ныряет на глубину до 250 метров. Их ноги и хвост работают как руль, а плавники как пропеллеры. Питаются они в основном мелкой рыбой и крилем, каждый ловит для себя индивидуально. Огромное количество пищи потребляется колонией пингвинов в период брачного сезона. При исследованиях пингвинов Адели было установлено, что взрослые птицы совершают ежедневно приблизительно 40 заходов в море в период откармливания птенцов, и каждый раз приносят с собой около половины килограмма пищи. Так, например, на мысе Крозер колонией из 175 000 пингвинов было принесено на берег для птенцов почти 3500 тон рыбы. А самый наибольший грачовник на мысе Адар, состоит из 250 000птиц. Пингвины Адели могут очень быстро плавать до 15 километров в час. Это дает им возможность выпрыгнуть из воды прямо на плавучие льдины или берег. При таком прыжке создается впечатление, что они летят. Прыжки до двух метров также помогают им ускользнуть от когтей хищника леопардового барса. Другие опасные враги пингвинов это касатки в море и птицы поморники на суше, которые питаются их яйцами.

Императорские пингвины

ПингвинАдели

Золотоволосые пингвины

Галапагосский пингвин

Королевский пингвин

Последние материалы сайта